Звуковой эффект Vocoder

2014-07-30-mad-boy-01-300x208

«Вокодер» – звуковой эффект, который помогает достигать неожиданного и современного звучания в самых разных жанрах музыки – от электроники до поп-рока. Когда-то эту оригинальную «п

Для создания эффекта «вокодер» используются как программные, так и аппаратные решения “примочку” использовали лишь самые продвинутые музыканты. Сегодня же, благодаря особым программам и синтезаторам, звуковой эффект Vocoder доступен и в любительской звукозаписи.

Неземное звучание

«Вокодер» – это эффект, за счет которого человеческий голос приобретает синтетический оттенок и начинает напоминать голос робота, а музыкальные инструменты по звучанию становятся похожи на вокал или другие инструменты (например, барабаны звучат как фортепиано). Пример такого звучания можно прослушать тут.

Благодаря своеобразному звучанию, «вокодер» можно назвать «эффектом компьютерной эры». Впрочем, Vocoder отнюдь не нов: первые опыты по обработке звука данным методом относятся к 30-м годам прошлого века. Первоначально технология использовалась в военных целях – для синтеза человеческой речи при передаче шифровок. А в мирные годы ее взяли на вооружение музыканты, и к шестидесятым годам в некоторых звукозаписывающих студиях появились аппаратные вокодеры.

Эффект довольно быстро приобрел популярность у музыкантов-экспериментаторов. «Вокодер» можно услышать на звуковой дорожке к фильму «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика – именно в такой инновационной обработке звучит там девятая симфония Баха, сыгравшая в судьбе главного героя трагическую роль.

В 70-х и 80-х годах эффект Vocoder использовался в композициях Стиви Уондера, Бона Джови, Фила Колинза и группы «Пинк Флойд». Современные исполнители также не остались в стороне от оригинального эффекта – его можно услышать на альбомах Бритни Спирз, Мадонны и Мэрлина Мэнсона.

Модулирующие и несущие

Почти все музыкальные звуки состоят из чистого основного тона и ряда «примесных» частот, которые различаются по своей относительной громкости, высоте и продолжительности. Именно эти обертона определяют тембр звука, то есть придают слышимым нами звукам специфические оттенки. Например, ноту «до» можно взять на фортепиано, скрипке или флейте – основной тон в каждом случае будет один и тот же, однако наш мозг, анализируя «букет» гармоник, позволяет нам мгновенно отличить один инструмент от другого по звучанию. Группа обертонов, которая формирует уникальный тембр каждого инструмента (или тембр произносимых человеком звуков) называется формантой.

Итак, функция вокодера состоит в том, чтобы заменить уникальный тембр инструмента или человеческого голоса другим внешним сигналом, но мелодия и звуки речи при этом должны остаться прежними. Для этого вокодер обрабатывает два входящих сигнала. Сигнал, свойства которого нужно перенести, называется модулирующим (этот сигнал отвечает за смысл речи или мелодию), а сигнал, который должен воспринять новые свойства – несущим (этот сигнал определяет основной тон звучания). На выходе мы получаем новый сигнал с оригинальным «космическим» оттенком.

Как работает вокодер

Вокодер Korg MS-20 использовали для создания записей такие знаменитые группы, как Depeche Mode, Erasure, Gorillaz, The Prodig
2014-07-30-mad-boy-02-300x178  На заре своего развития вокодеры представляли собой исключительно аппаратные решения. Такое оборудование доступно и сегодня. Однако в нашу цифровую эпоху эффект «вокодер» гораздо чаще имеет программную реализацию. Он может быть встроен в секвенсор, который подключается к микшерному пульту, иметь форму VST-плагина для виртуальной студии или работать как отдельная программа.

В качестве модулирующего сигнала для эффекта Vocoder обычно используется человеческий голос, поступающий с микрофона. Несущий сигнал может быть различным – струнные, духовые инструменты или даже хор. Впрочем, весьма интересные результаты может принести использование на модулирующем и несущем сигнале разных музыкальных инструментов.

С технической стороны реализация эффекта «вокодер» достаточно трудоемка. Диапазоны каждого из входящих сигналов с помощью специальных фильтров разбиваются на полосы (аналогично тому, как действует эквалайзер), после чего модуляция переносится с одного сигнала на другой и результат микшируется для получения конечного выходного сигнала.

Чем больше полос, тем более качественным будет звучание обработанного сигнала. Простейшие вокодеры с 5–6 полосами позволяют познакомиться с эффектом лишь в отдаленном приближении. У профессиональных устройств и плагинов для эффекта «Вокодер» количество полос может превышать 20.

В наши дни Vocoder остается одним из самых востребованных эффектов в профессиональной звукозаписи. Развитие технологий сегодня позволяет экспериментировать с «Вокодером» и дома. Надеемся, что наша статья помогла вам поближе познакомиться с этим интересным эффектом, и, возможно, вы решите использовать его для воплощения своих оригинальных музыкальных идей.

Поделиться

Оставьте свой комментарий

X
Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина MadBoy-Audio.ru на Яндекс.Маркете